Забайкальский край, Чита, ул. Чкалова, 120-А, +7 (302) 235-56-66, пн-сб 10:00–19:00

Мона Лиза: поздняя улыбка

Конечно, это случается в мире искусства – появление того или другого потрясающе сенсационного сообщения. Но когда исчезает туман преувеличений СМИ, остается значительное число новых последовательных выводов. Это особенно верно для Леонардо да Винчи, работы которого часто упоминаются в крупных заголовках. Например, учёные определили, используя так называемую диагностическую радиологию, что дремлет под поверхностью одной из его самых известных картин «Мадонна в скалах». Благодаря той же технологии, теперь появилось новое научное исследование, которое, возможно, поможет решить вечную тайну улыбки Моны Лизы: под знаменитым изображением таится портрет другой женщины. Мона Лиза обретает второе лицо.

В деталях же это выглядит следующим образом: Леонардо несколько раз менял свою картину несколько раз в течение всей работы. Это замечено, например, в очертаниях верхней части головы, а также в контурах рук и отдельных пальцев. В деталях интерьера можно найти отклонения от окончательного вида Моны Лизы, в детальной разработке глаз, рта, носа и одежды.

Ядро аргумента, наконец, сама улыбка Моны Лизы. Результаты показывают, что Леонардо в первом изначальном наброске показал женщину без улыбки. В соответствии с этим можно сделать вывод, что улыбка Моны Лизы появилась позднее – в результате последних изменений.

Леонардо писал свои картины в течение длительного времени, что же удивительного в том, что были какие-то изменения. В результате недавней полемики выяснили также, что Леонардо в своих картинах не следовал ни единому правилу, зато использовал всю широту известных возможностей. Иногда он писал без предварительного наброска и действовал весьма свободно. Он часто также рисовал предварительно на картоне, перенося затем изображение на холст. Результаты последнего исследования говорят о том, что Леонардо работал ещё более разнообразно, чем считалось до сих пор.

Благодаря интересным результатам и слишком далеко идущим выводам, учёные предполагают, что в окончательном варианте знаменитой картины предполагалось изобразить совершенно другую женщину, доказательства чего визуализируются диагностикой. Другими словами: картину, возможно, придется переименовать. За Моной Лизой скрывается неизвестная женщина.

Однако, исследование подняло огромную волну полемики. Искусствоведов волнует вопрос, какое изображение было первичным. Кроме того, Леонардо известен тем, что в своей художественной практике он писал очень медленно, а иногда и с длительными перерывами. Следы изменений или незначительные изменения оригинальных композиций, а также дорисовка некоторых деталей не были до сих пор сенсационными. От Леонардо можно было бы ожидать именно этого. Во всяком случае, пока рано делать какие-либо однозначные выводы.


Моне в Лондоне: лилии, теплицы и компост
Жаклин Рок в последнем двадцатилетии Пабло Пикассо
Босх: демоны на стене
Жилище в стиле поп-арт
Золотой век живописи Англии


Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» ГАУК «МВЦ» сообщает о предоставлении одного дня в месяц для бесплатного посещения многодетными семьями — последнее воскресенье месяца.