Забайкальский край, Чита, ул. Чкалова, 120-А, +7 (302) 235-56-66, пн-сб 10:00–19:00

Расцвет искусства

Коренная перестройка всей жизни, начиная с самого фундамента — экономики — и кончая любой материальной и духовной надстройкой, — перестройка в процессе классовых боев не на живот, а на смерть, — не давала спать спокойно даже самым флегматичным людям из рабочих и крестьян.

Зацвели самые различные способности, по научным достижениям СССР быстро выходит на первое место в мире, по искусству он уже занял это место.

Рождаются все новые художники слова— прозаики и поэты, каждая выставка картин обнаруживает новых мастеров рисунка и кисти, мир скульпторов обогащается новыми молодыми талантами, цветет и советская архитектура высокого качества в техническом и в художественном отношении. Продолжает расти и развиваться советское театральное искусство и кино.

Аналогия расцвета греческого античного и советского искусства ограничивается только фактом большой насыщенности общественной жизни политическими событиями и там и здесь. В остальном аналогии не остается места, так как в Греции указанный расцвет носит временный характер, в СССР он постоянен; в Греции искусство и вся древняя культура была классово-ограниченной; в стране же построенного социализма она стала общенародной.

Расовые теории никогда не могли объяснить глубокой сущности искусства в его историческом развитии и оказались бессильными в объяснении причин высокой качественности античного искусства вообще и греческого в частности.

Бессильна и другая теория, которая объясняет расцвет искусства Греции ее счастливым географическим положением: полуостров, омываемый водами Средиземного моря и богатый бухтами, со множеством островов, соединяющих Грецию с Азиатским материком, и находящийся на великом торговом пути из Азии и Египта в западные области Средиземноморского бассейна.

Отрицать значение географических условий, конечно, нельзя, но превращать их в первичную движущую силу, определившую расцвет греческой культуры, значит противоречить фактам. География Греции в основном остается неизменной на протяжении всей истории греческого народа, тогда как последний прошел через разные социально-экономические формации и пережил периоды расцвета и упадка материальной и духовной культуры. Наконец, и самые достоинства греческой географической среды этими теоретиками заведомо преувеличены. Греция — гористая страна с редкими равнинами. Земли, годной для посева, мало. Все греческие области нуждались в ввозном хлебе. Технические культуры по той же причине сеялись в ограниченном размере и тоже ввозились. В изобилии разводились оливы и производилось масло, которое было предметом вывоза.

Металлами Греция тоже не богата: железо добывалось главным образом в Спарте, серебро — в Аттике на Лаврионских рудниках. Географическая «теория» так же, как и расовая, не дает научного ответа на вопрос о причинах высокой художественности античного греческого искусства.

Только исторический материализм вкладывает в руки историкам средство научного объяснения указанного факта, заставляя признать общественное сознание следствием всей совокупности общественного бытия, которое само имеет в своей основе определенный способ производства. Маркс и Энгельс объясняют расцвет греческого искусства классическим развитием рабовладельческого способа производства, обусловившим сложность классовых отношений, остроту и глубину классовой борьбы и взаимоотношений с другими странами. Расцвет римской культуры объясняется теми же причинами, позволившими римской республике вести успешную завоевательную политику, обеспечить себе практически неистощимый источник почти даровой рабочей силы в лице рабов. Руками рабов в римском государстве созданы целые города, монументальные сооружения, построены отличные дороги, замечательные мосты и прочие произведения инженерного искусства. Это руки рабов обеспечивали римскую культуру золотом и мрамором, разного рода строительными материалами, рудами, красками и т. п.



Самая дорогая картина Гогена всех времен
Герард Доу. Весь нидерландский быт в искусстве
Финогенова М. К. «Каток для начинающих»
Стратфордский театр
В. В. Соколов. Заслуженный художник РСФСР


Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» ГАУК «МВЦ» сообщает о предоставлении одного дня в месяц для бесплатного посещения многодетными семьями — последнее воскресенье месяца.