Забайкальский край, Чита, ул. Чкалова, 120-А, +7 (302) 235-56-66, пн-сб 10:00–19:00

Живопись как вид изобразительного искусства

Тенденции в живописном искусстве Украины свидетельствуют о том, что современные художники активно работают в разных направлениях и, опираясь на опыт сделанного, идут своим творческим путем, который соответствует их мироощущению.

Отражая на холсте окружающий мир, художник выражает свое отношение к нему, что дает основания искусствоведам определить манеру и стиль живописца и оперировать понятиями «мироощущение художника», «колористическая палитра и др.

Существует значительное количество разновидностей техники живописи: фреска, мозаика, живопись роспись, тампера, акварель, пастель и тому подобное.

Фреска - живопись водяными красками по влажной штукатурке. Это очень сложный вид живописной техники, поскольку он предусматривает скорость рисования и высокий профессионализм художника. Исправить уже нарисованное невозможно: водяные краски мгновенно высыхают, а многослойность в фресковой живописи запрещена.

Яркими примерами этого вида живописного искусства являются известные фрески Софийского собора в Киеве, «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи в церкви Санта Мария делле Грацие в Милане и «Страшный суд» Микеланджело в Сикстинской капелле в Ватикане.

Мозаика - разновидность живописи, основанный на своеобразном принципе «моделирование» из кусочков природного камня или цветного стекла - смальты, скрепляются между собой с помощью вязкой соединения. Так возникает изображение - мозаичное панно.

Фресковая и мозаичная живопись используют преимущественно для отделки интерьеров культовых сооружений (всемирно известное панно «Мария-Оранта» в Софийском соборе в Киеве).

Масляный роспись - разновидность живописи, активно опирается на принцип «многослойности», что позволяет создать фактурность изображения. Он широко распространен на рубеже XIV-XV вв. в странах Западной Европы. Краски, основу которых составляют растительные масла, во время высыхания иногда темнеют, что связано с цветными особенностями почвы. В основном это случается с темно грунтовыми полотнами, тогда как белый грунт дает возможность сохранить цветное богатство.

Тампера - разновидность живописи, название которого происходит от названия краски. Основу краски составляет яичный желток. В основном эту технологию использовали иконописцы, рисуя на специально загрунтованных деревянных досках. В дальнейшем тампером писали и на полотне, опираясь на принципы масляной живописи.

Акварель - разновидность живописного искусства, которое использует водяные краски. Специфической особенностью акварели является ее способность к «цветной ассимиляции». Акварельная технология предусматривает рисование на бумаге, который может быть сухим и влажным.

Пастель - это рисунок, выполненный цветными мелками. Как и акварельная живопись, пастель часто отождествляют с графикой, ее характерной особенностью является способность создавать ощущение оксамитовости изображаемого.

Истоки искусства живописи уходят в глубину веков - в доисторический период человеческой цивилизации. Они связаны с так называемым пещерным росписью, образцы которого были найдены в пещерах Ласко и Кастильо (Франция), а также с цветными изображениями животных на скалах Скандинавии, плато Тассили (Африка) Каповой пещеры (Урал). Именно из этих наскальных рисунков и начинается формирование жанрово-родовой специфики будущего искусства живописи.

Необходимо отметить, что доисторический пещерный, а впоследствии и древнеегипетский настенная роспись нос важную смысловую нагрузку, ведь картина представляла собой своеобразное повествование, состоящее из нескольких рисунков, связанных между собой. Итак, для древнего художника, который еще не владел законами перспективы, рисунок выполнял определенную знаковую функцию. Эта же тенденция имела свое развитие в искусстве древнегреческого вазописи, когда на поверхности старинных амфор и других сосудов изображались фрагменты древнегреческой мифологии и истории.

Развитие живописного искусства средневековья прежде всего связан с расцветом иконописи. На смену чувственным образам античного искусства пришли религиозно-канонизированы изображения одновременно поражали своей духовно-психологической насыщенностью. Среди выдающихся представителей искусства иконописи следует назвать имена Феофана Грека (ок. 1340 - после 1405) и Андрея Рублева (ок. 1360 - после 1430), в творчестве которых доминировало исихастичне начало: сочетание внешнего и внутреннего, но прежде художников интересовало отражение внутреннего мира человека . Это соответствовало их собственном мироощущению.

Новое время в развитии искусства живописи связывают с XIV-XVI вв., Которые принесли с собой новые темы, новые формы, новые художественные образы. Творческие поиски художников этого периода стимулировала античное наследие, и они пытались восстановить в своих произведениях ее основные принципы. Именно поэтому искусство этого периода, родиной которого стала Италия, получает название Ренессанс - Возрождение.

В эпоху Возрождения начинается сложный, но чрезвычайно интересный процесс взаимодействия науки и искусства. Изучение законов перспективы, оптики, анатомии способствовало развитию творческих поисков художников. Можно утверждать, что проблема диффузии науки и искусства, истоки которой связаны с эпохой античности, в эпоху Возрождения выходит на принципиально новый уровень.

В этот период живопись становится одним из ведущих видов искусства и дарит миру целую плеяду ярких личностей. Именно поэтому итальянское Возрождение можно назвать искусством выдающихся персоналий, имена которых говорят сами за себя: Джорджоне (1477-1510), Тинторетто (1518-1594), Тициан (1487-1576). И слава итальянского Ренессанса бесспорно связана с именами его титанов: Рафаэля Санти (1483- 1520), создавшего «Сикстинскую мадонну», «Портрет, папы Юлия II» и «Автопортрет», и Микеланджело Буонарроти - автора фресок Сикстинской капеллы: « Сотворение Адама »и« Страшный суд »и др. В творчестве этих художников отразились основные принципы искусства Возрождения - отражение действительности во всей ее полноте, а главное - прославление красоты человека и его чувств. Основные темы произведений Рафаэля, Микеланджело, Тициана связанные как с мифологическими сюжетами, так и с проблемами, которые имеют общечеловеческий характер.

Живописцы итальянского Возрождения прекрасно владели законами перспективы, воспроизводили на своих полотнах возрастную анатомию человека, передавали ее движение в пространстве. Все эти достижения итальянского Ренессанса сконцентрировались в лице, которая считается «фигурой вне конкуренции» среди гениев Возрождения - Леонардо да Винчи - выдающегося живописца, ученого, философа. В наследии Леонардо да Винчи важное место занимают его философские концепции, которые дают ученым право говорить о существовании «философско-эстетической системы Леонардо». Попытка психологического анализа феномена Леонардо да Винчи осуществил 3. Фрейд в своей работе «Очерк воспоминаний детства».

В деятельности Леонардо искусство и наука органично соединились между собой. Создавая свои живописные шедевры, художник одновременно на страницах «Трактата о живописи» и манускрипта «Кодекс Леонардо» теоретически осмысливал как проблемы живописи частности, так и общефилософские проблемы смысла человеческого бытия вообще.

Проходят века, а творческое наследие великого итальянца не перестает восхищать и остается объектом анализа, стимулирует теоретические поиски ведущих эстетиков и искусствоведов мира.

Ренессанс ярко проявился также в нидерландском живописном искусстве, что привело к возникновению особой техники живописи, известной под названием фламандской манеры.

Ведущие художники нидерландского Возрождения владели мастерством детализировать изображаемое, пытались усовершенствовать колористическое гамму, передать эмоционально-чувственную напряжение. Выдающимися представителями нидерландского Ренессанса были братья ван Эйк - Гумберт (1366- 1426) и Ян (1385-1441), которые создали прославленный Гентский алтарь; П. Брейгель (1525-1569) - автор всемирно известной картины «Слепые»; Г. Босх (1450-1516), в творчестве которого нидерландский живопись достиг своего наивысшего расцвета. С одной стороны, полотна Босха непосредственно связаны с традициями национальной нидерландской культуры ( «Воз сена»), с другой - ориентированные на общечеловеческие проблемы и отражают одну из страшных страниц в истории человеческой цивилизации - инквизицию. Произведения Босха метафорические по своему содержанию. Например, инквизиторы на полотнах художника представлены в виде страшных чудовищ, рядом с которыми находятся их жертвы - испуганные люди. Эти образы через несколько веков снова возникнут в живописном искусстве - на картинах художников-сюрреалистов, которые сочтут Босха своим «крестным отцом».

Живопись итальянского и нидерландского Возрождения имел значительное влияние на развитие этого вида искусства в Германии, в частности на творчество А. Дюрера (1471-1528). Его имя связано с развитием портретного жанра - «Молодой человек», «Автопортрет»; с монументальной живописью - «Четыре апостола». Однако наибольшую славу Дюреру принесли его всемирно известные гравюры «Три крестьянина», «Св. Иероним », которые получили высокую оценку великих современников художника, в частности известного нидерландского ученого и писателя Эразма Роттердамского.

Искусство живописи конца XVI - XVIII вв. развивалось в рамках трех основных направлений: барокко, рококо и классицизма. Необходимо отметить, что ведущие художники этого периода, экспериментируя в рамках различных стилей и направлений, в основном начинают отдавать предпочтение реалистическому искусству.

Особое место в контексте живописных поисков XVII в. занимает творчество двух голландских художников Ф. Халса (1585-1666) и Я. Вермеера Делфтского (1632-1675). Кроме чисто профессиональных достижений, удел стимулировала процесс художественной наследственности, своеобразный «диалог через века». Так, традиции Ф. Халса по живописной интерпретации категории комического получили продолжение в творчестве выдающегося испанского художника Ф. Гойи (1746- 1828) - «водоноски», «Слепой» и в опосредованной форме повлияли на серию офортов «Капричос». Художественная же наследие Я. Вермеера Делфтского побудила к художественным экспериментам метра сюрреалистического живописи С. Дали, о чем он сам вспоминал в своей статье «Мировые идеи».

Следует заметить, что живописное искусство XVII-XVIII вв. характеризовалось интересными поисками в области колористической композиции, которые нашли свое отражение в произведениях П. Рубенса (1577-1640), А. ван Дейка (1599-1641), Ф. Сурбарана (1598-1664), Э. Греко (1541-1614) , Д. Веласкеса (1599-1660), особенно в творчестве Рембрандта (1606-1669). Во всемирно известных полотнах голландского художника эмоциональное напряжение возникает и передается благодаря удивительной игре света и тени. В своих портретах Рембрандт преимущественно работает темными красками. Однако для того, чтобы больше подчеркнуть психологическое состояние человека, который адекватно передают ее лицо и руки, художник использует световые акценты. Именно к этому приему выдающийся художник обратился в своем гениальном полотне «Возвращение блудного сына», что отразило трагические размышления Рембрандта о смысле человеческого бытия.

Колористическая композиция произведений Рембрандта, игра света и тени на его полотнах оказала значительное влияние не только на развитие живописного искусства XVIII-XIX вв., В частности на творчество Ф. Рокотова (1732-1808), Д. Левицкого (1735-1822), В. Боровиковского (1757-1825), Т. Шевченко (1814-1861), Н. Пимоненко (1862- 1912) и других художников, но и на поиски, которые происходили в искусстве кино, в лучших своих образцах (фильмы немецкого экспрессионизма, в . П. Довженко, А. Тарковского, П. Гринвейя) использовало именно этот прием для создания атмосферы эмоционального напряжения, передачи услышит тов героев лент.

XIX в. в искусстве живописи связано с возникновением чрезвычайно интересного направления, получает название импрессионизм (от фр. итргезкиоп - впечатление). Сверхзадачей художников-импрессионистов становится лозунг: «Рисую то, что вижу», которое было воплощено в лучших произведениях Э. Мане (1832-1883) - «Завтрак на траве», «Бар Фоли-Бержер», К. Моне (1840-1926 ) - «Впечатление. Восход солнца »(название именно этой картины, собственно, и определило название этого направления), О. Ренуара и др. Ведущие художники-импрессионисты пытались передать и воспроизвести колористическое богатство окружающего мира. Поэтому цветное соотношение изображаемого несло главное психологическое и эстетическое нагрузки.

Одним из ведущих жанров импрессионизма становится пейзаж. Это предопределяет необходимость работать на натуре - пленэре и требует от художников изучения характера освещения в разное время суток, учета особенностей атмосферных условий, а главное - влияния света на цвет. Импрессионистический живопись так виртуозно владел светом, мог зафиксировать даже цвет воздуха, тумана, тени и тому подобное. Искусство импрессионизма подготовило фундамент для дальнейшего развития живописи конца XIX в., В частности направления постимпрессионизма, представителями которого были Ван Гог (1853-1890), Сезанн (1839-1906), Гоген (1848-1903).

Культура и искусство XX в. связанные с возникновением феномена модернизма (от фр. тоаете - современный, новейший). Понятие «модернизм» следует отличать от термина модерн, который используют для определения направления в искусстве последнего десятилетия XIX в. Итак, модернизм - это художественно-эстетическая система, состоящая в начале XX в. и объединяет художников, которые находились на позициях нереалистичной методологии.

Подробнее остановимся на анализе экспрессионизма и сюрреализма, ведь в пределах этих двух течений искусство живописи занимало одно из ведущих мест.

Экспрессионизм (от фр. Ехргежиоп - выражение) - направление искусства, возник как своеобразное отрицание импрессионизма. Его апологетов интересовала не идея внешнего «впечатление», а внутренний мир человека, желание понять и возможность выразить его. Экспрессионизм - это интернациональное движение, сформировавшееся в сложный переходный период между первой и второй мировыми войнами и принес в творчество его ведущих представителей пессимистическое начало: чувство беспокойства, страха, растерянности, трагического предчувствия.

Экспрессионистический живопись был представлен именами норвежского художника Э. Мунка (1863-1944) и французского художника Ж. Руо (1871-1958). Через все их произведения лейтмотивом проходит тема смерти - ведущий мотив экспрессионистических искусства, интерпретирован в картинах Ж. Руо «Кладбище», «Распятие вует», «Старый король» и фактически на всех полотнах Э. Мунка - "Крик", "Ужас", «Человек-гора», «Танец смерти» и др. Превалирование темного цвета и определенная деформация перспективы на полотнах норвежского художника создавали ощущение страха и беспомощности.

Традиции классического экспрессионизма продолжаются и во второй половине XX в. Яркой фигурой экспрессионистических искусства в 70-80-е годы становится А. Райнер - австрийский художник, автор картин «Тело-позы», «Экстаз», «Маски смерти».

В работах Э. Мунка, Ж. Руо, современных художников-экспрессионистов решаются проблемы смысла бытия, человеческого одиночества, невозможности человеческого единения и согласия. Следует отметить, что экспрессионизма мироощущение всегда было характерным и украинском национальном самосознании. Так, работы львовского художника А. Минько - «Отчаяние», «Молчание» и «Предостережение» - является новым шагом в развитии «славянской ветви» европейского экспрессионизма.

Сюрреализм - одно из основных направлений искусства XX в., Сформировался в 20-е годы во Франции. Теоретиком этого направления был А. Бретон (1896-1966), концепции которого стимулировали творческие поиски художников-сюрреалистов практически во всех видах искусства. По мнению Бретона, творчество - это загадочный процесс, не поддается логическому толкованию, поэтому выдающиеся представители сюрреализма работали ассоциативным, алогичным методом, используя собственные сновидения.

Не будет преувеличением отметить, что наиболее ярко сюрреализм оказался в живописи, ведь именно представителям этого вида искусства - бельгийцу Р. Магритту (1898-1967) и испанцу С. Дали (1904-1989) - сюрреализм обязан своей популярностью.

Одной из ведущих тем произведений С. Дали тема зречености и пессимизма, вызывает ассоциации с тематической направленностью искусства экспрессионизма. Она ярко представлена ​​в таких произведениях художника, как «Предчувствие гражданской войны», «Пылающая жирафа», «Христос св. Иоанна »и др.

Достойной альтернативой западному модернизму 20-х годов стал российский и украинский авангард, представленный такими художников, как В. Каменский (1884-1961), В. Кандинский (1866-1944), М. Бойчук (1882-1937), Д. Бурлюк ( 1882-1967), А. Богомазов (1880-1930) и др. Эти художники связывали свое творчество с утверждением национального самосознания, но в то же время не отделяли себя от процессов, происходивших в европейской живописи.

Притяжения художников 20-х годов к практике художественных группировок можно считать логическим продолжением традиций, которые сложились на рубеже XIX-XX вв. В указанный период в среде живописцев возникли общие тематические и жанровые ориентации (историческая проблематика, психологический портрет и т.п.), объединяли, хотя и условно, такие яркие личности, как А. Рябушкин (1861-1904), Б. Кустодиев (1878 1927), В. Серов (1865-1911). Постепенно активизация этого движения обусловила появление художественных ячеек: «Мир искусства» (А. Бенуа (1870-1960), Л. Бакст (1866-1924) и др.) «Союз русских художников» (К. Коровин (1861-1939), А. Архипов (1862- 1930), С. Виноградов, К. Юон (1875-1958) и др.) «Голубая роза» (П. Кузнецов, М. Сарьян (1880-1972) и др.) «Бубновый валет» (П. Кончаловский (1876-1956) и др.).

Поиски и эксперименты формалистического плана, которые происходили в искусстве живописи на протяжении двух последних столетий, не могут перекрыть реалистическое направление, без которого создание более или менее целостной модели этого вида искусства было бы невозможным.

Реализм (от лат. Геа1и $ т - настоящий) - художественное направление, который раскрывает образы, характеры, обстоятельства в социально-историческом контексте, то есть в соответствии первичной реальности. В западноевропейском живописном искусстве XIX в. это направление был представлен в творчестве французского художника Ж.-Л. Давида (1748- 1825), в частности в его известном полотне «Смерть Марата», в некоторых работах выдающегося испанского художника Ф. Гойи (1746-1828) - «Расстрел повстанцев», «Семья короля Карла IV» и др.

Искусство реализма в романтическом ракурсе было интересно представлено в раннем периоде творчества Э. Делакруа (1798-1863) и больше всего оказалось в его картине «Свобода на баррикадах».

Большой вклад в развитие реалистического направления было сделано русскими художниками А. Г. Венециановым (1780-1847), К. П. Брюллов (1799-1852), А. А. Ивановым (1806-1858), П. А. Федотовым (1815 -1852), а в дальнейшем его развили в своем творчестве художники-передвижники. Они пытались популяризировать искусство живописи, организовывали выставки в разных городах страны. Итак, новый этап в развитии реалистического искусства был связан с творческой деятельностью целой плеяды выдающихся художников - И. Н. Крамского (1837-1887), В. В. Верещагина (1842-1904), В. И. Сурикова (1848 1916), В. М. Васнецова (1848-1926), И. Е. Репина и др.

Реалистическое направление в искусстве живописи XX в. привлекал внимание ведущих художников Восточной и Западной Европы: Н. И. Мурашко (1844-1909), С. А. Коровина (1858-1908), М. В. Нестерова (1862-1942) - Россия; Р. Гуттузо (род. 1912) - Италия; Р. Кента (1882-1971) - США; Ф. Г. Кричевского, Т. Н. Яблонской и др.

Процессы, которые на протяжении XX в. происходили в искусстве живописи Украины, связанные с художественными поисками его ведущих представителей В. Касияна (1896-1976), М. Глущенко (1901-1977), М.Дерегуса (1904-1997), В. Зарецкого (1925-1990 ) и др.

Ярким образцом связи украинской живописи со спецификой украинского национального самосознания является творчество народных художников К. Билокур (1900-1961) и М. Примаченко (1908-1997).



СИБУР: лого, эмблема, знак
Малевич
О современном искусстве
Коллекция Романовых
Что делает искусство бесценным?
Черный квадрат Малевича
Притягательные картины Пабло Пикассо


Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» ГАУК «МВЦ» сообщает о предоставлении одного дня в месяц для бесплатного посещения многодетными семьями — последнее воскресенье месяца.